13
ақпан
2020
«Знание и уважение истории и культуры казахского народа» к 750-летию Золотой орды

«Знание и уважение истории и культуры казахского народа» к 750-летию Золотой орды
Старшая группа №2
Воспитатель: Скакова Ш.С.
Методист: Махамбетамин М.С,
Музыкальный руководитель: Тапаева Г.Ж.
Мақсаты – Цель: Воспитывать чувство патриотизма, любви, уважение и интереса к культуре и историческому наследию казахского народа. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за нее; расширять кругозор, эмоционально воспринимать художественный материал и отражать его чувства ритма средствами разных видов искусств: танцы, песни, стихи. Закрепить приобретенные знания о символике, о Республике Казахстан, как о многонациональном государстве, где каждый народ имеет право развивать свой язык и культуру.
Көптілдік - Билингвальный компонент: Алтын орда - Золотая орда, құрылтай – собрание, ту – флаг, герб – ел таңба, гимн, киіз үй – юрта.
Сөздік жұмыс - Словарная работа: Золотоя орда, монета, құрылтай, шаңырақ, Шелковый путь.
Көрнектіліктер-Оборудование и материалы: карта Республики Казахстан, мультимедийный проектор, слайды, дидактическая юрта, видеоролик «Путь к Независимости».
Организованная учебная деятельность
Звучит музыка
В юрте сидит бабушка качает колыбель. Мама приводит ребенка к бабушке. (здороваются с бабушкой, обнимаются, беседуют….. мама оставляет ребенка у бабушки и уходит).
Дети играются и зовут к себе Жана поиграться.
Мальчик (Жан) находит монету.
- Ой, смотрите, что я нашел?!
Назар:
- Дай посмотреть! Какая она блестящая!
Ангелина:
- Дай мне тоже, посмотреть. Как она блестит!
Жан:
- Дайте, я покажу бабушке.
(дети бегут к бабушке и показывают бабушке монету)
Жан: Апа, посмотрите, что я нашел. Что это за монета?
Бабушка: Ой балам! Это старинная монета. У меня тоже сохранились старые монеты, сейчас я их тебе покажу. (достает старые монеты и показывает внуку)
Жан: О! какие они красивые! А можно я возьму в детский сад эти монеты и покажу своим друзьям?
Апа: Әрине балам балабақшаға апара. Достарына, тәрбиешіге көрсете ғой.
(Дети уходят играть в мяч. Когда играют, родители зовут детей по домам).
Жан: Пока, я тоже пойду к бабушке.
(Заходит мама)
Жан: Мама! Смотри, что я нашел! Это старинная монета. Бабушка разрешила мне взять монету с собой.
Мама: О, классно! Идем, я спешу, надо тебя отвезти в детский сад.
(прощаются с бабушкой и уходят)
Основная часть
Входит воспитатель с детьми делают зарядку.
Мама и сын приходят в детский сад.
Мама: Здравствуйте Шынар Скаковна!
Воспитатель: Сәлеметсіздер ме! Как ваши дела?
Мама: У нас все хорошо. Я опаздываю на работу, до свидания.
(Мама уходит)
Воспитатель: Жан, как твои дела? Как ты съездил к бабушке?
Жан: Все хорошо!
Воспитатель: Друзья мои, мы все собрались, давайте по приветствуем друг друга.
Утренний круг на английском языке
Hello, the golden sun!
Hello, the blue, blue sky!
Hello, my dear friends!
I`m glad to see you!
Жан: Шынар Скаковна, смотрите, что я нашел у бабушки (показывает монету воспитателю)
Воспитатель: Жан, это старинная монета, сделанная 750 лет назад, как символ Великого государство «Золотая Орда».
Жан: Расскажите нам про эту монету и Золотую орду.
Воспитатель: Хорошо! Сейчас вам расскажу историю об образовании государства Золотой орды. Рассаживайтесь на свои места.
(Дети садяться на места)
В 750 лет назад возле озера Талас, знатные люди собрались определить границы трех улысов, и образовать крупное государство.
Воспитатель: В истории это собрание называется: «Талас құрылтайы». Талаский құрылтай объявил образование государство «Золотая Орда».
Слайд 1: Талас құрылтайы и карта Золотой Орды.
Диляра: А что такое құрылтай?
Воспитатель: Құрылтай, друзья мои - это когда собираются уважаемые люди, что бы обсудить важные вопросы.
Воспитатель: После образования государства ханом «Золотой Орды» стал Бату хан, и выпустил первую монету, как символ своего государства.
Слайд 2: Монета и портрет Бату хана.
Воспитатель: Образование Великого государства Золотой Орды открыло Великий Шелковый путь по казахской степи.
Слайд 3: Шелковый путь
Жан: А что такое Шелковый путь?
Воспитатель: Шелковый путь – зто караванная дорога, где проходило множество товаров из разных стран.
Воспитатель: Великий Шелковый путь привело к развитию городской культуры, торговле, начали появлятся города.
Ангелина: А почему назвали Шековый путь?
Воспитатель: Потому что, в это время главным товаром для всех государств был китайской шелк, которая производила Китайская империя. По Шелковому пути проходили такие товары как: кожа, шерсть, ткани, экзотические фрукты, фарфоровые посуды, украшения, чай, соль и рис.
(КАРАВАН «Шелковый путь»)
Софья: А сейчас существует государство «Золотая орда»?
Воспитатель: Нет друзья мои. Объединение казахов в государство привело к распаду «Золотой орды». После распада «Золотой орды» хан Жанибек и Керей образовали казахское ханство.
Слайд 4: Хан Жанибек и Керей
Хан Жанибек и Керей были первыми основателями казахского ханства. Вклад Жанибека и Керея в историю казахов очень велик.
Воспитатель: А сейчас хочу познакомить вас с бытом казахского народа. Казахский народ в основном вел кочевой образ жизни. Главным жилищем казахов была юрта. Юрта считалась очень удобным для кочевого образа жизни. Предлагаю вам посмотреть убранство юрты.
Юрта состоит из основных четырех частей:
1. Кереге – стена юрты.
2. Шаңырақ - есть и был одним из основых частей юрты
3. Уық – соединяет кереге и шаңырақ
4. Есік
Внешним покрытием юрты служил войлок, войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.
Это түндік – войлочное полотно, закрывающее шанырак юрты;
Вся юрта украшалась казахскими орнаментами.
Внутренне убранство юрты: (Текемет – войлочный ковер; сырмақ – узорчатый казахский ковер, сандық, үстел, бесік, көрпе, жастық).
Кира: А где в юрте окно? Откуда падает свет в юрту?
Воспитатель: Шаңырақ в юрте заменяет окно. Оттуда и падает солнечный свет. Шаңырақ является основным символом государственного герба Республики Казахстан.
Музыкальная физминутка
Воспитатель: - Друзья мои, а в какой Республике мы живем?
Ребенок: - Мы живем в Республике Казахстан.
Воспитатель: - Назовите символы Республики Казахстан
Ребенок: - Флаг, Герб, Гимн.
Воспитатель: - Какие города Казахстана вы знаете?
Дети называют города Казахстана. (работа с картой РК)
Воспитатель: - Какие национальности живут в Казахстане?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем же богата наша страна?
(Выход детей с богатствами недров земли)
- Широко раскинулись хлебные поля, славятся хлебами Казахстанская земля.
- В Казахстане яблоки, зреют ароматные.
- Наши овцы на жайлау очень даже знатные! Ведь из овечьи шкурки, шапки шьют и шубки.
- В Казахстане много стали, с нею мы богаче стали.
- Сыр и масло и каймак, нам дают буренки.
- Чтобы было всем тепло, здесь у нас да и везде. Добывают газ в Аксае, уголек в Караганде.
- В Казахстане много нефти, с нею мы прославленны всему миру.
- Казахстанская земля богата и полна: золотом, медью, бронзой и полезными элементами.
- На поле растет, лишь его водой залить. И многие – многие тысячи лет, готовили люди его на обед.
Воспитатель: Прошу обратить внимание на экран, просмотреть видео как мы пришли к независимости Республики Казахстан.
(просмотр видеоролика)
Заключительная часть
Друзья мои, вы не должны забывать прошлое своей страны, всегда помнить и возраждать культуру, традиции, обычаи нашего народа, потому, что именно вы будущее Независимого Казахстана.
- Друзья мои, вам понравилось история которую вам я рассказала?
- Вам теперь понята откуда эта старинная монета?
- А что вам больше всего вам понравилось?
Сейчас друзья мои предлагаю встретить гостей в исполнении группы Хассак танец «Аманат»
Казахстан, ты — Родина моя!
Здесь люди все как одна семья.
Казахстан, ты могуч и высок,
Пусть струится твой водный исток!
Казахстан, ты красив и богат,
Твоим достижениям каждый здесь рад!
Казахстан – ты Родина-мать,
Мы будем беречь тебя и защищать!
С народами всеми мы мирно живём
И песни о жизни и счастье поём.
Как символ достатка всем твой - Байтерек!
Пусть будет здесь счастлив любой - Человек!
Выход родителей с бабушкой (казашка,русская, немка, украинка,)
Бабушка дает бата.
Песня «Мен қазақпын!»