24
декабрь
2024
Консультация для родителей. Тема: "Речевое развитие детей"
Цель: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка; рассказать о роли и значении развития речи в дошкольном возрасте; познакомить с упражнениями, которые направлены на развитие речевых умений детей; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? Практика показывает, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании). Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родителей следует убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителямнеобходимо учесть следующие моменты: 1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. 2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. 3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, хотя давно известно, что умение ребенка писать и читать не является показателем его развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию. Предлагаемая методика по развитию речи : - учитывать состояние речевого развития детей на современном этапе; - ориентация в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только на возрастные; - активно использовать педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения; - охватывать все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь; - рассматривать обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным ее продолжением; - развитие речи тесно связано с другими видами жизнедеятельности ребенка; - взаимодействие родителей и педагогов в вопросах развития речи детей. |