12
мамыр
2021
Открытое ОУД на район по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Моя Родина -золотая колыбель»


Посвящается к 30-летию Независимости Республики Казахстан. г.Алматы Ауэзовский район, ГККП "Ясли-сад № 23" группа предшкольной подготовки «Родничок»
Воспитатель: Скакова Ш.С.
Аудандық ашық ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект открытой организованной учебной деятельности на район
Білім беру саласы - Образовательная область: «Әлумет», «Шығармашылық»
Бөлім -Раздел: Қоршаған ортамен таныстыру. Жапсыру
Тақырыбы-Тема: «Моя Родина -золотая колыбель»
Мақсаты-Цель: Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа. Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Воспитывать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности, бережное отношение к культурному наследию Казахстана. Развивать навыки коллективной работы.
Көрнектіліктер-Оборудование и материалы: Интерактивная доска INTECH IWB; блоки дьенеш; карта Республики Казахстан; слайды; казахские национальные одежды; предметы быта: құмған, тостаған, торсық, қоржын, домбыра; сандық, ұршық; фетр; клей ПВА; стразы.
Сөздікжұмыс - Словарная работа: музей, экскурсовод,
Полилингвальді компонент: Елтаңба/герб/ emblem, ту/флаг/ emblem, гимн, Родина / Отан/ homeland , музей/мұражай/ the museum, кииіз ұй/юрта/ yurt, ұлттық киімдер/национальная одежда/ national clothing.
Организованная учебная деятельность
Воспитатель:
Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга
Круг радости:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, матушка земля,
Здравствуй, Родина моя!
- Молодцы!
Послушайте пожалуйста стихотворение:
Я люблю Казахстан за прекрасные степи
За высокие горы и шумные реки
За орла, что парит в высоте надо мной
И за солнце люблю, и за небо покой.
-Ребята, о чем это стихотворение?
- Правильно, о нашей Родине, о любви к Родине.
-А что такое Родина?
Ответы детей
- Родина - место, где мы родились.
- Родина - страна, в которой мы живем.
- Родина – у всех одна.
Ребята, мы сегодня поговорим о нашей Родине.
В1991 году 16 декабря наша страна получила свою Независимость.
В этом году наша страна отмечаетбольшой праздник, 30 лет Независимости нашей Родины.
- Давайте вспомним, как называется наша Родина, страна, в которой мы живём?
- Мы живем в Республике Казахстан.
- А кто знает, какой город самый главный в Казахстане, столица нашейРодины?
- Город Нур - султан.
- Как на казахском языке будет слово «Родина»?
- Родина – на казахском языке будет «Отан»
Воспитатель:
Каждая страна имеет свою символику. Что относится к символике?
- Герб –Елтанба, Гимн , Флаг – Ту.
Работа с интерактивной доской ТАЧ
- Какие города Казахстана, вы знаете? (показ городов)
Дети называют города.
Воспитатель:
- А чем отличается одна страна от другой?
- Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями.
Основная часть
Воспитатель:
- Да, у каждого народа есть своя история, свои быт, обычаи, культура и традиций. Вот и мы сегодня поговорим о быте и культуре, казахского народа.
- А вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки?
- Да!
- Ну что же, тогда предлагаю вам поехать в музей нашего города. Музей на казахском языке будет мұражай.
-Что такое музей?
Музей – это место, где собирают, изучают, хранят и демонстрируютразные старинные предметы.
- Ну что готовы?
- Да!
- А поедем мы в музей, на нашем автобусе (играет музыка)
Воспитатель: Вот мы и в музее.
Встречает экскурсовод
- Сәлемедсіздерме балалар! Мүражайғақошкелдіңдер!
Я ваш экскурсовод.
Воспитатель: Да, экскурсию будет проводить экскурсовод. Его еще называют «Музейный учитель», потому что он многое знает и умеет интересно рассказывать.
Экскурсовод: Сейчас, я вам расскажу о правилах поведения в музее:
- В музее нельзя громко разговаривать.
- Нельзя шуметь, бегать по музею, разговаривать по телефону.
- Если хочешь фотографировать - спроси разрешения.
- Готовы?
- Прошу идите за мной.
В первом зале собраны предметы быта нашего народа.
ҚҰМҒАН– это посуда, использовалась дляумывания и мытья рук.
ТОСТАҒАН -деревянная чашка для холодных напитков, как айран, кумыс.
ТОРСЫҚ- это посуда для перевозки кумыса, айрана и других напитков.
ҚОРЖЫН- это казахский национальный атрибут, так называемая сумка
с двумя карманами.
ДОМБЫРА- народныйказахский музыкальный инструмент.
САНДЫК –использовали для хранения одежды и предметов быта.
ҰРШЫҚ (прялка) — предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Проходим во второй зал.
Сейчас я познакомлю вас с бытом казахского народа. Казахский народ в основном вел кочевой образ жизни. Главным жилищем казахов была юрта. Юрта считалась очень удобным для кочевого образа жизни.Предлагаю вам посмотреть убранство юрты.
Юрта состоит из основных четырех частей:
1. Кереге – стена юрты.
2. Шанырак - есть и был одним из основых частей юрты
3. Уық – соединяет керегеи шанырак
4. Есік
Внешним покрытием юрты служил войлок, войлочное покрытие защищает зимой от ветра и мороза, летом – от солнца, дождя и пыли.
Это түндік – войлочное полотно, закрывающее шанырак юрты;
Вся юрта украшалась казахскими орнаментами.
Внутренне убранство юрты: (Текемет – войлочный ковер; тускииз – настенный ковер; сырмак – узорчатый казахский ковер, сандық, үстел, бесік, көрпе, жастық).
Шаңырақ в юрте заменяет окно. Оттуда и поподет свет в дом. Шаңырақ является основным символом государственного герба Республики Казахстан.
Проходим в третьи зал нашего музея
Казахская национальная одежда – это неотъемлемый и важный атрибут казахской культуры. Казахскую национальную одежду шьют по древним традициям. По назначению национальная одежда подразделяется на нательную, верхнюю, дождевую, повседневную, торжественную и традиционную. Одежду для торжеств, случаев шили из дорогих тканей.
Казахский мужской костюм:
Жейде-нательное бельё.
Бешмет-Одевался поверх рубахи и под халат.
Камзол–во многом сходен с бешметом, только без рукавов.
Шапан–мужчины обычно одевали поверх бешмета или камзола.
Тон– зимняя одежда из овчины или волчьего меха.
Саптама– тяжёлые кожаные сапоги.
Тұмақ– головной убор.
Қалпақ–традиционный и старинный головной убор из войлока.
Бөрік –головной убор носили весеннее и осеннее время года
Костюм женщины-казашкиопределялся в соответствии с возрастом.
Девичий костюм.
Қосетек-лёгкое платье с оборками.
Камзол–верхняя одежда.
Тақия (тюбетейка) – головной убор, носить могли и мальчики и девочки.
Белбеу– пояс из кожы или бархата.
Етік– лёгкие сапоги из кожи.
Зимой девушки носили шапку -кәмшат-бөрік.
Пожилые женщиныносили платье свободного покроя, поверх которого надевали длинный камзол или шапан. На голову одевали кимешек, который дополнялся белым платком, завязанным в виде тюрбана.
Костюм детейу казахов повторяет одежду взрослых, только в уменьшенном виде, в соответствии с возрастом и полом ребёнка. По-видимому, это связано со стремлением поскорее увидеть в своём ребёнке взрослого.
Обязательной частью женского и мужского казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шёлка, шерсти –белдік.
Четвёртый зал нашего музея
Казахские национальные ковры СЛАЙДЫ
Как вы обратили внимание на каждом предмете изображены казахские орнаменты.Оно придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму.По характеру составляющих элементов орнаменты подразделяют на геометрический, растительный и животный.
Геометрический орнамент включает линии, плоские фигуры, квадраты, многоугольники, круги, спирали (слайд)
Растительный орнамент - включает листья, плоды, цветы.(слайд)
Животный орнамент- это фигуры животных и птиц.(слайд)
Экскурсовод: Ребята, я для вас приготовила игру «Собери ковер»
Вы должны будете из дьенеша казахскими национальными орнаментами собрать «Сырмақ», «Түскиіз», «Текемет».
Готовы?
Тогда можете начинать.
Какие вы молодцы!
Я надеюсь, вам понравилось в музее. И вы многое узнали о быте и культуре казахского народа.
Воспитатель:
Давайте поблагодарим нашего экскурсовода за интересный рассказ.
Ну, а нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Прощаются. Садятся в автобус.
Воспитатель:
«Если человек не помнит своей истории, то у него нет будущего» гласит казахская пословица. А наша история — этоКазахстан. Очень богатая природа – высокие горы, золотые степи, прозрачные реки и озёра, леса. Земля богата полезными ископаемыми. Но самое главное богатствоКазахстана – это мир и спокойствие.
Как вы уже знаете в этом году, наша Республика празднует свои юбилей. Свое 30 - летие. И мы сегодня внесем свои вклад в честь такого праздника. И своими руками сделаем поделку.
Заключительная часть
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилось наш поход в музей?
-Да!
- Где мы с вами сегодня побывали?
- В национальном музее
- Что вам больше всего понравилась?
- Ответы детей.
- В честь какого праздника, мы с вами сделали замечательную поделку?
- В честь 30 летие Республики Казахстан.
Давайте, мы с хорошими, добрыми пожеланиями украсим карту нашей Родины цветами, которые мы сделали своими руками.
Дети.
1.Казахстан — это будущее! (Софья)
2.Казахстан — это свобода! (Ева)
3.Казахстан – это спокойствие! (Костя)
4.Казахстан — это солнечный свет! (Жан)
5.Казахстан — это крылья побед! (Вика)
6.Казахстан — это много друзей! (Тая)
7.Казахстан — это мир! (Еремей)
8.Казахстан — это дружба! (Ернур)
9.Казахстан – это ты! (Севиль)
10.Казахстан – это я! (Макар)
11.Казахстан – Родина моя! (Медина)
12. Казахстан – это богатство! (Степа)
13. Казахстан -это наша гордость! (Богдан)
14. Мы любим нашу Родину! (Даня)
15.Мы будущее Казахстана (Ангелина)
Воспитатель: Ребята, вы светлое будущее нашей страны. Вы всегда должны помнить и чтить культуру и духовные ценности нашего народа.